Маркетинг в социальных сетях по-новому
В современных продажах трудно обойтись без маркетинга. Прошли те времена, когда можно было подавать в лоб и иметь сверхвысокие прибыли. Конечно, всегда есть товары и услуги, которые не нуждаются в презентации и рекламе, т.к. уже давно понятны и необходимы потребителю, а значит, возможны и «лобовые сделки». Однако и тут уже все не так просто, т.к. война умов набирает обороты и кроме товаров вам могут предложить сопутствующие услуги, привлечь особым сервисом или гарантией…
Сегодня мы рассмотрим маркетинг в социальных сетях или, как его еще называют, social media marketing - SMM. Бизнес в социальных сетях имеет особый оттенок, т.к. включает присущие только ему инструменты, но базируется он все на тех же принципах классического маркетинга. Потому я хотел бы обратить внимание именно на это срез действительности, который упускается в общепринятом smm маркетинге.
Например, все лавры достаются первопроходцам. Все знают первого в мире космонавта (разумеется, после искаженной американцами истории, уже не все) Ю. Гагарина, а вот второго помнят гораздо меньше людей, равно как и вторую женщину-космонавта после В. Терешковой.
Часто в среде social media marketing вообще об этом не думают, но мягко говоря, первым быть не немного лучше, чем вторым, а очень сильно лучше! Во множество раз! К сожалению, мы часто видим, что товары и услуги делаются почти под копирку и выделить для клиента уникальность зачастую невозможно.
Закон категории. Быть первым не всегда возможно, но быть первым в какой-то конкретной категории, которую вы сами и придумали, вполне возможно. Например, журнал Lear's был не первым женским журналом, но он стал первым журналом для зрелых женщин. Не знаю, есть ли подобный аналог в странах СНГ.
Закон сознания. Оказаться первым нужно не столько на самом рынке, сколько в сознании потребителя. К примеру, компания IBM не была первой на рынке персональных компьютеров. Первым вышли компьютеры фирмы Remington Rand с персональным компьютером UNIVAC, который сейчас наверно никто и не знает. Но IBM поселилась в сознании покупателей глубже и там заняла лидирующую позицию. Можете теперь самостоятельно проанализировать этот закон на примерах компаний: Intel и Apple.
Закон восприятия. Маркетинг в социальных сетях, равно как и любом ином пространстве, является битвой восприятий, а не конкуренцией продуктов. Яркая демонстрация этого закона то, как в США и Японии по-разному воспринимают марку Honda. Для жителей Америки преимущественно данный бренд связан с автомобилями, в то время как для японцев – с мотоциклами. Естественно, что в США машин марки Honda покупают чаще, чем мотоциклы. А в Японии с точностью до наоборот.
Возможно, вы сталкивались с продуктами или услугами известных и раскрученных брендов, но на деле выясняли, что их качество скорее основано на вашем восприятии, чем на реальной ценности. Так, например, порой услуги фрилансера – веб-дизайнера не уступают, а иногда превосходят работу известных веб-студий.
Закон лестницы. Если вам не удалось занять пальму первенства, то нужно определить на какой вы ступеньке иерархии находитесь, а после выбрать для себя и позиционировать для клиентов некое дополнительное преимущество. Возможно, вы пятая интернет-компания по услугам копирайтинга, но первая среди них, которая включает в свои услуги бесплатную СЕО-оптимизацю, или отбирает лучших копирайтеров из России под свое крыло.
Закон противоположности или инаковости. Сила первых в лестнице иерархии брендов может стать их слабостью. Точнее – эту силу можно использовать как в айкидо против них самих. Всегда найдутся те люди, которые будут искать товары и услуги специально в ином месте. На них и рассчитан этот закон. Им воспользовалась компания Pepsi. Coca-Cola – компания с устоявшейся репутацией, и чтобы обойти конкурента, было принято правильное решение по позиционированию продукта Pepsi-Cola, направленное на молодежь. Создав поколение Pepsi, они заняли большую часть рынка, т.к. Coca-Cola напиток для взрослых. Обратите внимание на социальную сеть: Snapchat – это же инстаграм для тинейджеров, который набирает популярность и даже такому мощному бренду как инстаграм приходится суетиться, чтобы не отставать от моды (недавно им пришлось скопировать из снэпчата функционал историй.)
Закон откровенности. Честность подкупает и особенно, если вы честно себя критикуете. «Мы самое дорогое smm маркетинговое агентство в России». Если это правда, то для некоторых это может звучать как отталкивающий фактор, в то время как для других, как признак высшего качества. Что конечно может быть и не так. Но в таком случае, нужно делать упор именно на этом: «у нас работают только сертифицированные служащие высшего разряда».
Закон непредсказуемости или нацеливание на будущее. Компания может проходить 3 стадии развития:
- создание рабочего товара, которым не стыдно было бы воспользоваться, и оно выполняло целевое действие (авто, которое надежно и хорошо ездит);
- глубокий анализ потребностей клиентов, чтобы усовершенствовать свой продукт, согласно этим потребностям и внедрение его (авто, в котором мягкие кресла, кондиционер, пепельница и т.п.);
- превзойти ожидания клиента (авто, которое не нужно заправлять).
Это далеко не все главные законы маркетинга. И конечно внедрение их в с сферу social media marketing будет иметь свои особенности. Друзья, вы можете тысячу раз прочитать о том, как нужно анализировать вашу целевую аудиторию и на каких конкурентных площадках следует разместить рекламные посты. А также, какие особенности по рекламе и привлечению трафика есть в различных соц. сетях, но вы почти нигде не встретите подсказок, которые помогли бы вам обратить внимание на классические принципы маркетинга. Это парадокс, но в среде смм, чаще обращают внимание на социальные media, чем на marketing. Тогда почему мы этот вид работы с клиентами называем smm? Задумайтесь над этим и почитайте классические труды.
Успехов Вам в маркетинге социальных сетей!
@Александр_Горбунов