Что такое МЛМ-бизнес?
Сама по себе аббревиатура МЛМ не совсем правильна русского языка, поскольку взята она из английского. Multi Level Marketing – что в русском языке будет звучать, как многоуровневый маркетинг и, соответственно, аббревиатура МУМ была бы более правильна. Но звучит она не слишком презентабельно, а презентабельность в маркетинге имеет особо весомое значение.
Так что будем, как и раньше, пользоваться красивой абривиатурой МЛМ, либо же назовем это сетевым маркетингом, что тоже будет верно.
Что это такое?
Если выразиться совсем просто, то МЛМ это один из вариантов распространения товаров или услуг. Отличительными характеристиками именно такого варианта являются:
- Обязательно зарегистрированная компания;
- Обязательное наличие товара или услуги, которые должны быть реализованы и являются уникальными;
- Каждый дистрибьютор находится на правах партнера, иными словами, отсутствует система: подчиненный – начальник;
- Прибыль от продаж идет наряду с бонусами от прибыли всех дистрибьюторов, которые были вовлечены вами.
Что следует учитывать при открытии МЛМ компании?
Если вы собрались строить свой бизнес по принципу МЛМ, то очевидным преимуществом для вас будет отсутствие необходимости в торговых площадях, ведь в данном случае продажи производятся напрямую от продавца к покупателю на основе личных знакомств.
Этот же принцип продаж избавит вас от необходимости вкладывать большие суммы в рекламу, которая в остальных случаях просто необходима. В сетевом маркетинге реклама производится непосредственно продавцом (дистрибьютором, рекрутом) и быстро распространяется за счет привлечения все новых сотрудников.
Для тех, кто еще не определился с форматом ведения своего бизнеса, просто необходимо учитывать тот факт, что МЛМ очень часто ассоциируется в сознании людей с финансовыми пирамидами, а это будет существенной преградой на пути развития бизнеса. Да, заслужить доверие своих сотрудников – одна из главных задач компании. И что делать, если ее упорно называют «финансовой пирамидой»?
Для начала нужно понимать, что такое восприятие вполне обосновано, ведь принципы роста компании действительно схожи с пирамидами. И в случае МЛМ, и в пирамидах ты, будучи дистрибьютором, получаешь основную прибыль от привлечения новых сотрудников.
В обоих случаях от тебя требуется вступительный взнос (который может быть платой за комплект консультанта, либо за несколько обучающих тренингов). Именно эти факты и смущает умы населения, которое еще очень хорошо помнит, что такое МММ.
Так как же их отличить? Чем аргументировать, когда в вашу МЛМ компанию отказываются вступать, упорно называя ее финансовой пирамидой? Товар. Да, именно наличие товарооборота (либо предоставления услуг) отличает сетевой маркетинг от пирамиды, прибыль в которой получается только за счет вступления новых участников.
Немного истории
Большинство источников склонны называть Карла Ренборга человеком, который впервые организовал компанию, работающую по принципам МЛМ. Он разработал пищевые добавки, которые оказались полезными, потом предложил их своим знакомым. Те, в свою очередь – своим знакомым и т.д. Так у Карла Ренборга и возникла идея создания схемы продаж, которая в последствии была названа сетевым маркетингом. Хотя, возможно, все было не совсем так – история штука не точная.
Но вот что точно, так это то, что в 1934 году он основал компанию с названием «California Vitamins», которая позднее была переименована в «Nutrilite Products». Компания производит биодобавки и распространяет их именно в рамках сетевого маркетинга.
Нельзя упускать из вида и компанию «Stanley Home Produkt», которая в 40-х годах разработала и привела в исполнение план, который был назван «План вечеринок» и представлял собой презентации на дому. Работало это так: хозяину дома предлагалась скидка на товары, если он позовет в гости друзей. Этот метод стал основой того сетевого маркетинга, который мы видим сегодня.
Углубляться в историю мы сильно не будем, но нельзя не упомянуть компанию Рич де Воса и его компаньона Джей Ван Эндела, которая во всем мире известна, как «AmWay». Когда в 1975 году в США было введено «Положение о структурах типа пирамида», именно эта компания попала под удар. Но в результате, суд, который продлился четыре года, признал, что компания пирамидой не является и ее деятельность законна. Это событие и дало толчок для создания все новых компаний типа МЛМ и стремительного развития сетевого маркетинга.
Психология МЛМ
Всякий, кто хоть немного знаком с компаниями МЛМ, наверняка отмечал для себя, что в них царит особая атмосфера. Это атмосфера доверия, дружелюбия и поддержки. Почему так? Чтобы ответить на этот вопрос, еще раз обратимся к принципу работы МЛМ компаний.
Представим ситуацию, где вы, к примеру, консультант «Орифлейм». Когда вы продаете какой-то товар, либо же приобретаете его для личного пользования, тот человек, который привел вас в эту компанию, получает прибыль. А также, тот человек, который привел его и т.д. Главным получателем прибыли, в данном случае является компания.
В этой ситуации совершенно логично, что если ваша прибыль растет, то растет и прибыль компании, как и промежуточных звеньев. Отсюда и вытекает та самая атмосфера поддержки. Если у вас что-то не ладится, вы разочарованы в этом бизнесе или в себе, как в консультанте – вас непременно поддержат, потому что ваша прибыль – прибыль компании.
Считаете такую поддержку меркантильной? Возможно. Но если посмотреть на это с другой точки зрения, то ваша цель получить прибыль, и цель компании получить прибыль. А поскольку компания обогащается за счет вашей прибыли (которую вы при этом не теряете), то ваши цели абсолютно совпадают: все заинтересованы в том, чтобы ваш капитал увеличивался. Соответственно, стоит ли слишком углубляться в искренность тех, кто оказывает вам помощь в развитии? В любом случае, это решать вам.
Надеюсь, эта статья будет вам полезной как в случае, если вы раздумываете о вступлении в уже существующие компании МЛМ, так и в случае попытки создать свою. И, в любом случае, желаю вам хороших продаж!
@Стелла_Афанасьева